Уважаемые гости, предлагаем вам посетить обновленную версию нашего сайта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




















 

Дрессировка собак с кликером.

 

Уважаемый коллега,

добро пожаловать в кликер-тренинг. Кликер-тренинг - это не трюк и не особый метод дрессировки. На сленге дрессировщиков собак кликер-тренинг означает систему дрессировки с использованием положительного подкрепления. Данная система основывается на оперантном научении - системе научных принципов, описывающих такое развитие поведения, при котором животное "воздействует" на окружающую среду, а не наоборот.

Теория оперантного научения базируется на том, как животное изучает окружающий мир; поэтому ее принципы можно использовать в любых условиях. Возможности их в дрессировке собак просто потрясающие. Так, дрессировщики - приверженцы кликер-тренинга разрабатывают варианты применения данного метода в дрессировке полицейских патрульных собак; со служебными и караульными собаками; со щенками, даже до того, как их отнимут от суки; при подготовке собак к соревнованиям по послушанию и аджилити; в охоте, полевых испытаниях и работе по следу; в породных рингах; в классах "хороших манер" для владельцев собак; а также дома.

Кликер-тренинг на самом деле не зависит ни от щелкающего прибора (кликера), ни от лакомства. Кликер-тренинг зависит от подкрепления - всего, что любит собака (игрушки, ласка и т.д.), и своевременности такого подкрепления, что, в свою очередь, обеспечивает передачу информации между дрессировщиком и животным. Мы начинаем с кликера и лакомства, так как они являются отличными приспособлениями для дрессировки, как с точки зрения человека, так и с точки зрения собаки. Вы вместе с вашей собакой будете учиться новому способу взаимодействия.

При помощи кликер-тренинга вы можете научить вашу собаку всему, что она должна знать. После того, как собака научится понимать, какого действия вы от нее хотите и как и когда его нужно выполнить, вы можете заменить щелчки словом, а лакомство - лаской; слово и ласка у вас всегда с собой.

Если вы не будете добавлять новые правила выполнения того или иного навыка, собака, единожды обученная ему с помощью кликера, будет выполнять его в течение всей своей жизни. Когда собака получит несколько навыков, вам больше не понадобиться щелкать или хвалить ее за каждый из них; вы можете поощрять весь репертуар одним щелчком. В конечном итоге вы обнаружите, что вам приходится доставать кликер только для того, чтобы отточить реакцию собаки или научить ее чему-нибудь новому, или просто повеселиться: кликер-тренинг - это развлечение для вас обоих.


СОБАКА и ДЕЛЬФИН

(лекция первая)

Собаки, дельфины и дрессировка

Если вам приходилось видеть шоу дрессированных дельфинов в океанариумах или по телевидению, вы, скорее всего, знаете, что дельфины кажутся удивительно обучаемыми животными. По команде они демонстрируют точное выполнение разнообразных номеров, включая великолепные акробатические трюки и общение с другими дельфинами и людьми-пловцами. Аудитория восхищается тем, с каким желанием дельфины отзываются на команды, и насколько они, должно быть, умны; разве не было бы прекрасно, если бы собаки также замечательно отзывались на команды?

Но, как известно нам, дрессировщикам дельфинов, правда заключается в том, что дельфины - не гении, также как и их дрессировщики. Скорость, точность и явное удовольствие от работы, которое видят зрители, целиком и полностью обусловлены теми принципами, которыми мы руководствуемся при дрессировке дельфинов. Те же самые приемы могут использоваться и в дрессировке собак.

Исключение наказания с самого начала

Первая вещь, которую следует учитывать, говоря о дрессировке дельфинов - то, что мы работаем с животным, которое невозможно наказать. Не важно, насколько вы разозлились - даже если животное нарочно доводит вас до белого каления, например, обрызгав с ног до головы, - вы не можете ему отомстить. Вы не можете использовать поводок или хлыст, или даже кулак, потому что животное просто уплывает. Вы не можете морить дельфина голодом, пока он не начнет подчиняться. Дельфины получают необходимую им пресную воду из рыбы, которую они едят; если не давать им рыбы, очень быстро произойдет обезвоживание, животные окончательно потеряют аппетит, а затем умрут. И наконец, вы не можете даже накричать на дельфина, так как ваши крики ему безразличны.

Возможно, вы подумаете: "Держу пари, что я смог бы придумать, как наказать дельфина…". Я тоже держу пари, что вы смогли бы; но это неважно, так как дрессировщикам дельфинов это не нужно. Дрессировщики могут заставить дельфина выполнять все, что им требуется, используя только положительное подкрепление: в большинстве случаев, свистнув один-два раза в дрессировочный свисток и имея при себе ведро рыбы. Мы "формируем" каждый навык путем положительного подкрепления. Мы используем положительное подкрепление, чтобы добиться быстрой и правильной реакции на команды - чтобы достичь послушания. Мы даже можем использовать положительное подкрепление, чтобы дисциплинировать животное - чтобы держать под контролем плохое поведение, например, нападение на соседа по бассейну или отказ проплыть через ворота. Такое изощренное использование положительного подкрепления приводит к тому, что животное работает великолепно и с удовольствием.

Методы, которыми мы пользуемся при дрессировке собак, зачастую предусматривают применение силы, как для того, чтобы заставить собаку выполнить требуемые движения, так и для того, чтобы скорректировать собаку, когда она делает неизбежные ошибки. Хотя мы можем также использовать похвалу и ласку, собака обязательно испытывает смущение, страх и, возможно, даже физическую боль в процессе дрессировки. Некоторые собаки нормально переносят негативный опыт, но дельфины, будучи дикими животными, не будут терпеть подобное обращение. Если бы вам пришлось дрессировать дельфина с применением традиционных методов дрессировки собак, возможно, он и научился бы чему-нибудь, но его работа была бы ленивой, медленной и ненадежной; кроме того, он вполне возможно проявлял бы агрессию к людям. (Это не напоминает вам кого-то из ваших знакомых собак?)

С другой стороны, если дрессировать собаку так, как дрессируют дельфинов, то есть с помощью положительного подкрепления, мы получим собаку которая ведет себя как дельфин: энергичную, внимательную, точную, готовую к сотрудничеству и способную к фантастической работе. Вот как это делается.

Волшебный сигнал: условное подкрепление

Общаясь с дрессировщиками собак, я часто сталкиваюсь с тем, что они ошибочно считают, что положительное подкрепление означает только "лакомство". Это неправильно. Ключевой момент в выработке прекрасного поведения у дельфина - не лакомство. Дельфин работает не за рыбу; дельфин работает за свисток. Звук свистка - это тот самый волшебный сигнал, который вызывает то самое прекрасное поведение.

Первый шаг в дрессировке дельфина - приучить его к тому, что каждый раз, когда он слышит свисток, должна появляться рыба. Когда животное поймет, что свисток означает "Сейчас будет рыба", дрессировщик может использовать свисток, чтобы выделить то действие, которое ему нравится, а затем постепенно сформировать или развить что-то более сложное, например, реакцию на команду.

Например: предположим, что в некоторых случаях дельфин слышал свисток (и позже получил рыбу), когда он выпрыгивал в воздух. Вскоре он может начать прыгать каждый раз, когда видит дрессировщика. Потом ему дадут возможность понять, что прыжки "срабатывают" только тогда, когда у дрессировщика поднята рука. Таким образом, поднятая рука становится "зеленым светом" к прыжку, как и должно быть.

Дрессировщик может постепенно добавлять другие условия - "срабатывают" только прыжки, направленные от него к зрителям; превышающие 120 см (4 фута); прыжки в течение трех секунд после поднятия руки. В результате нескольких занятий дрессировщик обучил дельфина "раскланиваться" точно и по команде; дельфин, в свою очередь, тоже обучил дрессировщика: "Все, что я должен сделать - это выполнить определенный прыжок, когда он поднимет руку, и он немедленно свистнет и даст мне рыбу за каждый прыжок!"

Помните, что свисток не используется для подачи команды. Он не подает дельфину сигнал к началу какого-либо действия - эту функцию выполняют жесты. Свисток сообщает дельфину, во время или в конце действия, что дрессировщику оно нравится, и что дельфин заслужил рыбу. (Тем не менее, вы не обязательно должны ограничиваться лакомством; вы также можете связать условное подкрепление с лаской, игрушкой, или возможностью еще поработать).

Теперь свисток стал условным подкреплением. Говоря языком психологов, лакомство, ласка или другое удовольствие - это безусловное подкрепление - что-то, чего животному хочется даже без специального обучения; свисток, то есть условное подкрепление - это то, чего животному хочется в результате обучения. (Иногда лакомство называют "первичным", а сигнал - "вторичным" подкреплением. Я стараюсь не употреблять эти термины, так как, по моему опыту, зачастую заставляют люди считают, что так как свисток - "вторичное подкрепление", он должен следовать после лакомства. Естественно, это лишает его всякого смысла с точки зрения собаки и делает его бесполезным в дрессировке.)

Почему условное подкрепление так важно

Что получится, если вы попытаетесь научить дельфина по команде выполнять простой прыжок по направлению от вас, не используя свисток? Во-первых, вам скорее всего не удастся сделать так, чтобы животное получало рыбу, находясь в прыжке; поэтому, какой бы прыжок оно ни сделало, оно либо получит рыбу позже, либо не получит ее вообще. Поэтому оно не сможет понять, почему вы вознаградили этот прыжок, а не другой, и что вам понравилось в этом прыжке. Высота? Или, может быть, взлет и приземление? Чтобы выработать прыжок определенной высоты, продолжительности и направления, вам придется устранять неточности методом проб и ошибок, повторяя упражнение множество раз. Если вам повезет, животному (и дрессировщику!) не станет скучно до того, как оно научится выполнять упражнение правильно и надежно.
Из-за описанного недостатка информации дрессировщик, который использует лакомство и не использует условного подкрепления, предвещающего появление лакомства, получает животное, которое энергично работает (пока оно голодно), но медленно обучается. Мы видим это в собаках, которых награждали большим количеством лакомства, не давая им никаких ясных сигналов, почему; такие собаки часто кажутся активными и дружелюбными, но они ничего не знают.

Кроме того, если дрессировщик использует лакомство без условного подкрепления, животное склонно все время смотреть на дрессировщика в ожидании еды. Лошади лезут носом вам в карман, а собаки лижут ваши руки. Дельфины болтаются по учебному бассейну и не сводят глаз с ведра с рыбой. А если наш дельфин постоянно смотрит на дрессировщика, будет трудно научить его прыгать по направлению от дрессировщика к зрителям.

В то же время, установив условное подкрепление, вы сможете без каких-либо затруднений поощрять действие животного, которое происходит на расстоянии от вас, или при котором животное направляется от вас. Животное, у которого хорошо выработана условная связь, будет не только искать еду и заниматься своими делами, но в то же время внимательно прислушиваться, чтобы не пропустить волшебного сигнала, чем бы оно ни было занято: при дрессировке лошадей и собак внимание также играет огромную роль и само по себе является ценным качеством.

Благодаря высокой точности (до долей секунды), которая возможна при использовании условного подкрепления, свисток также точно сообщает животному, чего хочет дрессировщик. Это позволяет вам ясно объяснить ему, чего вы хотите, каждый раз выделяя по одному критерию. Например, дельфин усвоил одно правило ("Прыгай в этом направлении"), и вы уверены в этом, так как дельфин всегда прыгает в нужном направлении, когда вы подаете сигнал. Теперь вы можете добавить в правило еще один критерий. Вы решаете: "Я буду поощрять только наиболее высокие прыжки". Довольно скоро дельфин выучит его ("Я должен прыгать в этом направлении и на эту высоту.")

Этот постепенный процесс может показаться довольно трудным, но на практике это кратчайший путь к выработке сложных навыков. Даже с наивным дельфином, дрессировщик может выработать зрелищное и очень специфичное действие по команде, такое как описанный выше прыжок, в течение двух-трех дней, а иногда, если все идет хорошо, в течение одного десятиминутного занятия. Занимаясь дрессировкой дельфинов, мне и другим дрессировщикам иногда удавалось в течение одного занятия "поймать" действие, сформировать на его основе что-то особое, и связать его с командой.


А как насчет собак?

Вы можете легко опробовать дрессировку дельфинов на вашей собаке, используя положительное подкрепление, в течение одного десятиминутного эксперимента. Некоторые собаки боятся свистка, поэтому удобнее использовать в качестве условного подкрепления кликер, детскую игрушку, которая щелкает, когда ее сжимают; такую игрушку можно купить в детских и галантерейных магазинах, а также в некоторых магазинах импортных товаров . Вы можете использовать для подачи сигналов крышку от бутылки, карманный стэплер или автоматическую ручку.

Приготовьте кликер и несколько кусочков лакомства. Лакомство должно быть достаточно мелким, чтобы животное не объелось, получив 15 - 20 кусочков. Некоторые собаки работают за свой обычный корм, особенно незадолго до кормления, но возможно вам придется использовать что-то более интересное для них; демонстрируя этот метод с незнакомыми собаками, я обычно использую кусочки курицы. Объясните собаке значение щелчков, 4 - 5 раз щелкнув кликером и тут же дав лакомство, в разных частях комнаты или двора (чтобы у собаки не появилось смешного представления, что система срабатывает только на одном месте).

Затем щелкните кликером и дайте лакомство через несколько секунд; если вы видите, что собака волнуется и активно ищет лакомство, значит, сигнал стал условным подкреплением. Теперь вы можете выработать навык - мы называем это "формированием".

Довольно легко сформировать навык "Гоняйся за своим хвостом". Конечно, существует столько же способов добиться этого, сколько существует дрессировщиков, которые будут придумывать эти способы: вы можете поворачивать собаку за ошейник; вы можете намазать кончик хвоста кусочком бекона, чтобы собака крутилась, стремясь вылизать свой хвост. Вот способ формирования этого действия "с нуля", без подсказок.

Прекратите щелкать и ждите. Возможно, ваша собака к этому моменту будет заинтригована и взволнована; если вы не будете ничего делать, собака, вероятно, будет вертеться, а может быть даже скулить и лаять. В тот момент, когда собака случайно двинется или повернется вправо, щелкните. Дайте лакомство.

Ждите снова. Игнорируйте все, что делает собака, кроме движения вправо (не требуйте чудес; поворот головы или шаг в сторону правой передней ногой - все, что вам нужно). Если вы "поймали" действие, то есть если вы успели вовремя, после 3 - 4 подкреплений вы увидите, что ваша собака поворачивается вправо дальше и чаще.

Теперь вы обнаружите, что вам уже не нужно поощрять один шаг вправо, но вы можете поощрять повороты вправо, которые состоят из нескольких шагов, может быть на четверть круга; а переход от поворота на четверть круга в повороту на полный круг может произойти очень быстро.

Теперь как раз пора закончить первый урок; остановиться, пока вы преуспеваете - золотое правило. Уберите кликер, хорошенько приласкайте и похвалите собаку, и попробуйте снова на следующий день, начиная с одного шага, затем переходите к повороту на четверть круга, затем больше; вы будете продвигаться быстрее, чем в первый раз.

После того, как вы выработаете поворот на один круг, следующим шагом будет выработка поворота на два круга, а затем последует очень важный шаг - переход к вариабельному подкреплению, то есть вознаграждению собаки иногда за половину круга, иногда за два круга, или за один, или за три полных круга, или за один с четвертью; это заставляет собаку все время стараться угадать. Щелчок должен иногда следовать после одного поворота, а иногда - после двух; собака не будет знать, когда она услышит щелчок, поэтому она будет крутиться, быстрее и быстрее; таким образом вы начнете вырабатывать забавную погоню за собственным хвостом.

Конечно, это глупая шутка, не очень приличествующая серьезной собаке; есть другие навыки, которые вы можете использовать для тренировки, например, касание какого-либо предмета носом (дрессировщики морских львов учат своих животных тыкаться носом в сжатый кулак; затем, держа кулак на земле, в воздухе или над стойкой, они могут заставить морского льва двигаться туда, куда они хотят, не применяя силу). Цель эксперимента - не научить собаку выполнять трюк, а показать вам, как пользоваться условным подкреплением при формировании навыка, а также продемонстрировать эффективность данного вида подкрепления.

Почему нужен кликер? Почему нельзя использовать в качестве условного подкрепления только голос и слова "Хороший мальчик"? Основная причина - то, что вы не можете произнести слово, даже "Хороший мальчик" с точностью до долей секунды, но можете легко достичь столь высокой точности с помощью кликера. Немного потренировавшись, вы можете подкрепить с помощью кликера малейшие движения например, шаг одной лапой вправо, в тот момент, когда они происходят; поощрение голосом неизбежно будет довольно расплывчатым, так как оно занимает больше времени.
Вторая трудность при использовании слова - то, что мы разговариваем в присутствии собак и даже с ними, не подкрепляя свои слова. Собаке будет сложно выделить значимые слова из потока звуков, которые мы издаем; в то же время, кликер не похож на другие звуки в комнате, и его значение будет абсолютно ясно. На самом деле, вы увидите разницу в том, как собака, у которой установлено условное подкрепление, реагирует на кликер (абсолютное внимание, оживление, волнение) по сравнению с тем, как она реагирует на "Хорошая собака!" (Что? А… Улыбнулись, вильнули хвостом.)

Использование условного подкрепления в реальных условиях

Естественно, я слышала, как многие дрессировщики собак говорят, что кликер годится только для обучения собаки трюкам и больше ни для чего - так, его не удастся использовать в дрессировке по курсу послушания. Конечно, нет, да это и не нужно; кликер ценен при выработке нового навыка или при совершенствовании отдельных аспектов того или иного навыка; нет необходимости в выделении навыка, которому собака уже обучена. Но даже при работе с опытной собакой - чемпионом по рабочим качествам, условное подкрепление может быть полезным дрессировочным инструментом. Один из участников соревнований рассказал мне, что он научил свою суку добермана понимать щелчки, а затем использовал их для того, чтобы научить ее смотреть ему в лицо, а не в сторону, во время работы. "Было похоже, что она на самом деле благодарна за информацию: для нее исчезла неясность," - сказал он. Конечно, как только собака поняла, что от нее хотят, в ринге она делала все правильно без щелчков.

Тем не менее, не следует думать, что люди никогда не используют условное подкрепление в ринге: все, что нужно дрессировщику - это установить сигнал, о котором знает собака, но которого не замечают другие. Я знаю одного увлеченного дрессировщика по послушанию, который использует едва слышное шмыганье носом в качестве условного подкрепления. Я видела спортсмена, который говорил своей собаке "Отлично!" (что проявлялось в счастливом выражении на морде собаки), всего лишь прикасаясь одним пальцем к ее голове.

Одна моя знакомая спортсменка научила свою собаку, Рекса, что лакомство называется "Билли". Теперь, участвуя в соревнованиях по послушанию, она может подкрепить особенно хорошую работу - например, хороший подзыв - тем, что кажется командой: "Билли, рядом!". Никто не интересуется, почему в ринге она называет собаку другой кличкой.
Когда действие выучено, использование условного подкрепления позволяет вам не только отсрочить получение лакомства без потерь в качестве работы, но и в целом давать меньше лакомства; вам не придется волноваться, что собака объестся до того, как работа будет закончена. Один пример: на выставках собак я часто замечаю, как хэндлеры постоянно приманивают собаку или кормят ее, чтобы получить красивую стойку или настороженный взгляд. Каждый раз, когда я вижу, как собака постоянно получает лакомство, я осознаю, что эти люди не понимают условного подкрепления! Насколько более эффективно было бы "сформировать" стойку, отработать команду, а затем подкреплять действия собаки щелчком, когда она встает в нужную стойку и удерживает ее в течение значительного времени - а лакомство давать позже, вне ринга или когда эксперт двинется дальше.

Положительной чертой условного подкрепления является то, что оно работает - передает информацию и влияет на поведение животного - в любых ситуациях, в которых реальное подкрепление либо нежелательно, либо невозможно. Подумайте, например, как полезно было бы простое условное подкрепление при выборке по запаху, работе по следу, выработке выдержки в посадке и укладке, в том числе и в отсутствие владельца, обнаружении и вспугивании птиц, а также при любой другой работе, которая требует, чтобы собака находилась на расстоянии от вас.

Контроль неправильного поведения с помощью положительного подкрепления

Утверждение о том, что плохое поведение можно контролировать с помощью положительного подкрепления, а не "коррекции", может показаться неразумным, но у дрессировщиков дельфинов есть много способов такого контроля. Вот несколько примеров:

1. Выработка условного отрицательного подкрепления
Это не обязательно должен быть сигнал, означающий "Сейчас я тебя побью" (хотя его тоже можно установить), но сигнал, означающий "Нет, я не буду тебя поощрять". Он сообщает животному, что какое-то действие, которое оно производит, не даст результата; животное быстро учится, что когда бы оно ни получило этот "красный свет" или сигнал "неправильно", оно должно изменить то, что делает. Вы можете использовать этот сигнал, например, чтобы приучить животное не прыгать на вас при приветствии, а оставаться всеми четырьмя лапами на полу, чтобы получить подкрепление - ласку.

2. Использование положительного подкрепления для выработки несовместимого поведения
Во время наших шоу в Парке "Морская Жизнь" одно из животных все время нападало на девушку-пловчиху, участвовавшую в шоу. Вместо того, чтобы дать пловчихе ружье (или другое подобное орудие наказания), мы приучили дельфина нажимать на подводный рычаг за рыбу и свисток, и заставляли животное выполнять это действие, когда пловчиха была в воде. Дельфин не мог одновременно нажимать на рычаг и докучать пловчихе; эти два действия были несовместимы (и конечно нажатие рычага было более подкрепляющим, так как нападения на пловчиху прекратились). Вы используете этот прием, приучая собак лежать в дверях гостиной, пока вы обедаете, чтобы они не могли попрошайничать.

3. Тайм-аут
Иногда дельфин делает что-то действительно неприемлемое, например, проявляет агрессию (например, целится головой или зубами в руку дрессировщика). Как только это случится, дрессировщик поворачивается спиной, хватает все дрессировочные приспособления и ведро с рыбой и уходит на одну целую минуту. Это конец веселья. Дельфин в этом случае склонен высовывать свою голову из воды, выглядя встревоженным: "Эй, что я такого сделал?" После нескольких повторений он научится следить за своими манерами. В дрессировке собак аналогичным наказанием будет посадить собаку на короткое время в ее клетку.

Дрессировщики в океанариумах успешно используют тайм-ауты, чтобы прекратить агрессию по отношению к пловцам, даже при работе с очень доминирующими животными, такими как самцы косаток, а также для контроля других проявлений непослушания; тем не менее, этот прием очень огорчителен для животных и должен использоваться как можно меньше.

Умственные отношения

Использование подкрепления требует большой работы дрессировщика, так как оно заставляет нас думать. Нет, зачем эта морока! Намного проще следовать чьим-то правилам: если собака устроила беспорядок, ткните ее носом; если она не идет рядом, дерните цепочку. Тем не менее, научившись задумываться о том, что вы поощряете, вы станете более успешным дрессировщиком, А концентрация, которая вам потребуется при совершенствовании своевременности ваших подкреплений, сделает дрессировку захватывающей, а не скучной.

С точки зрения животного, этот вид дрессировки - не способ уберечься от беды, делая то, что от него требуют, что воспринимается как неприятная работа и ничего больше. Наоборот, этот вид дрессировки дает животному возможность победить, снова и снова, а также возможность контролировать как минимум часть своего мира. Например, с точки зрения дельфина, с того момента, как он понял значение свистка, дрессировка - это не обмен командами и послушанием, а игра-"угадайка", в которой дельфин старается найти различные способы заставить дрессировщика дунуть в свисток. Это игра со строгими правилами, но на равных. Ничего удивительного, что дельфинам нравятся их послушные дрессировщики!

Эффект от использования условного положительного подкрепления на самом деле значительно более сильный, чем можно достичь, давая лакомство просто так. Если вы прекратите полагаться на контроль неправильного поведения и начнете формировать хорошее с применением ясных условных сигналов в качестве подкрепления, ваша собака будет по-новому уважать вас; она наконец поймет, что вы от нее хотите.



С ЧЕГО НАЧИНАТЬ

Несколько простых действий,
которые можно отработать с помощью кликера

(вторая лекция)

Обычно мы считаем, что хорошо выдрессированная собака - это собака, которая не делает ничего неправильного: не прыгает на гостей, не лает слишком много, не залезает на диван, и так далее. Отсюда, мы обычно считаем, что дрессировка - это избавление от плохого поведения. Дрессировка - это то, что мы делаем, чтобы собака прекратила прыгать на нас, лаять и тянуть на поводке. Поэтому кажется, что традиционная дрессировка заключается в основном в контроле и предотвращении: мы толкаем собаку или дергаем поводок, чтобы она сделала то, что нам нужно, а затем корректируем ее, как правило еще одним рывком поводка, когда она "ошибается", пока она не научится делать "правильно".

Кликер-тренинг, или оперантное научение, работает по-другому. Кликер-тренинг помогает вам получить воспитанную собаку, но при этом вы следуете по другому пути. Вместо того, чтобы останавливать собаку, когда она поступает неправильно, мы собираемся научить ее поступать правильно: вежливо встречать посетителей, лаять когда нужно, ходить на провисшем поводке, находиться только там, где должны находиться собаки (на полу, а не на диване, на лужайке, а не на клумбах) и т.д.
Некоторые люди общаются с дрессировщиками собак так же, как с врачом или автослесарем. "Вот моя проблема. Скажите мне, что не так, и исправьте ее". Кликер-дрессировщики не работают таким образом. Наша цель - дать вам инструменты, необходимые для построения поведения в целом. Когда вы поймете систему, вы сможете построить любое действие, которое вам нужно.

Готовых рецептов для построения того или иного действия при помощи кликера и лакомства не существует. Например, я буду отрабатывать движение на провисшем поводке одним способом, а бихевиорист Гэри Вилкс, возможно, будет действовать по-другому; другие кликер-дрессировщики, возможно, найдут свои собственные варианты, которые также будут работать. То, что предлагается в этой лекции - простое руководство по формированию основных навыков, которое послужит вам отправной точкой. Вы не должны скрупулезно следовать всем рекомендациям! Вы можете начать с любого навыка; в начале вашей собаке может быть легче выполнить одно задание, чем другое. Если хотите, вы можете работать над всеми заданиями одновременно, даже в рамках одного занятия. Экспериментируйте!


Основы

Оперантное научение - это активная деятельность, такая же как танцы или сочинение музыки. Вы не научитесь этому методу, читая или споря о нем. Вы должны его опробовать. Для этого вам нужно ваше домашнее животное; а также любимое лакомство этого животного; а также две - три минуты свободного времени.

Для подготовки к занятию кликер-тренингом, приготовьте 20 - 30 кусочков очень вкусного лакомства: сосиски, остатков курицы, твердого сыра с нерезким вкусом - все это используют кликер-дрессировщики. Кусочки должны быть маленькими, я предлагаю делать их размером с горошину. Если у вас мальтез, один кусочек уже будет для него событием. Но если ваша собака - взрослый немецкий дог, дайте несколько кусочков размером с горошину, чтобы она заметила, что у нее что-то есть в пасти.

На начальном этапе не стоит использовать готовые лакомства или корма. Позднее вы можете держать в кармане чистое и сухое готовое лакомство, например, для того, чтобы подкрепить предварительно выработанный навык в новых условиях. Но сейчас, когда вы и ваша собака учитесь новому способу общения, я рекомендую свежее, настоящее, "живое" лакомство.

Помимо того, что готовые лакомства вкусны только до определенного предела, собаке требуется какое-то время, чтобы их прожевать. Является ли это проблемой? Да, на самом деле является: в кликер-тренинге во главу угла ставится СВОЕВРЕМЕННОСТЬ, что включает в себя ритм формирующего обмена информацией, который является частью обучения. Если ритм постоянно нарушается (например, в связи с нерегулярными перерывами на жевание) и ваша собака, и ВЫ скоро захотите заняться чем-то еще. "Интересно, что сейчас показывают по телевизору" (вы); "Интересно, не было ли вчера в моих владениях других собак" (собака). Поэтому: как минимум на начальных этапах вы должны следить, чтобы в качестве лакомства собака получала что-то, что она заглатывает целиком; тогда вы оба сможете преуспеть в общении.

Первое занятие

Ваше первое занятие может занять лишь несколько минут, но на эти несколько минут вам необходимы тишина и спокойствие. В конце концов, вы (а не только собака) учитесь чему-то новому. Вы должны быть свободны от бессмысленных перерывов.

Выберите такое место, где нет отвлекающих раздражителей, а вы оба чувствуете себя уверенно. Подойдет гостиная или кухня (на улице слишком много вещей, которые будут отвлекать собаку.) Дождитесь, пока вы останетесь наедине с собакой; НАИМЕНЬШЕЕ, что вам нужно - советчики, которые будут говорить, что вы все делаете неправильно. Если у вас дома есть другие животные, закройте их где-нибудь на время.

Положите лакомства в тарелку или миску так, чтобы вы могли их достать, а ваша собака - нет. Будьте готовы передвигаться по помещению в процессе дрессировки; не сидите все время на диване. Если вы двигаетесь, собаке будет легче тоже начать двигаться.

В начале некоторые собаки не очень интересуются лакомством. Ничего страшного; как только они поймут, что означает кликер, интерес к лакомству разовьется естественным образом. Будет полезно проводить первые короткие занятия кликер-тренингом непосредственно перед кормлением. В этом случае обычный аппетит собаки работает на вас и помогает добиться интереса и участия собаки.

Как насчет щенков?

Вы можете начинать кликер-тренинг щенка с того дня, как привезете его домой. В отличие от традиционной дрессировки с применением поводка и ошейника, в кликер-тренинге нет ничего пугающего или потенциально опасного, поэтому вам не нужно ждать, пока щенок достигнет какого-то возраста, чтобы начать дрессировку. (Более того, щенки, все время находясь в поисках еды, ОБОЖАЮТ выяснять, как заставить вас щелкнуть, и зачастую учатся быстрее, чем взрослые собаки.)

Конечно, вы можете начать кликер-тренинг, когда собаке будет шесть месяцев, или шесть лет, или шестнадцать лет. Им всем может понравиться эта игра. Кроме того, интерес собаки не зависит от ее породы, пола и темперамента: кликер-тренинг подходит как для гиперактивных "скачущих по стенам" собак, так и для тихих, горделивых или застенчивых животных.

Я предложу вашему вниманию четыре начальных упражнения, выполняя которые вы и ваша собака можете потренироваться в следующем: "Посадка и укладка", "Подход по команде", "Движение на свободном поводке", "101 штука, которую можно проделать с коробкой". Вы можете начать с любого. Вы можете попробовать все. Некоторые собаки приучаются к одному действию легче, чем к другому; если, после трех - четырех коротких сессий, вы не замечаете прогресса, вы можете спокойно переключиться на другое действие, а впоследствии вернуться к старому.

Посадка и укладка

Этот пример основан на демонстрации, разработанной бихевиористом Гэри Уилксом.

Для начала: подготовьте лакомство. Щелкните и одновременно поднесите лакомство к морде собаки, так, чтобы она легко могла его взять. Немного передвиньтесь: повторите упражнение несколько раз. Эти несколько первых щелчков и кусочков лакомства нужны для того, чтобы помочь собаке понять значение щелчка. Варьируйте время между щелчком и лакомством, иногда давая его немедленно, а иногда - на одну-две секунды позже. Сначала всегда следует щелчок, а затем лакомство. До щелчка та рука, которой вы даете лакомство, не должна двигаться, можно даже убрать ее за спину, иначе, бессознательно двигая рукой, вы будете неумышленно подавать собаке ложные сигналы. Иногда вы можете подождать несколько секунд после дачи лакомства, прежде чем снова щелкать, чтобы помочь собаке осознать важность щелчка.

Теперь щелкните и бросьте лакомство на пол (или на тарелку), где его сможет видеть собака. Если нужно, помогите собаке найти лакомство. Вы показываете собаке, что щелчок означает, что сейчас будет лакомство, НО оно не обязательно каждый раз появится в одном и том же месте, и оно может появиться не сразу. Повторите это упражнение два-три раза.

Некоторые кликер-дрессировщики предпочитают вырабатывать у собаки условную связь путем многократного повторения описанной вводной части. Я предпочитаю двигаться вперед. Как только собака начтет настораживаться (навострять уши), услышав щелчок, я считаю, что пора объяснить ей (или любому другому домашнему животному), что ее действия могут вызвать щелчок.

Шаг первый
Для начала поднимите руку с зажатым в нее лакомством чуть выше лба стоящей собаки; ваша рука может касаться ее лба. (Возможно, вам будет проще дотянуться до собаки, если вы сядете на пол.) Если собака сядет, щелкните и дайте ей лакомство. Если нет, передвиньте руку примерно на дюйм назад, по направлению к хвосту собаки. Собака попытается следовать носом за вашей рукой. Вы должны с помощью лакомства заставить собаку подогнуть задние ноги и сесть. Щелкните, когда собака начнет садиться. Откройте ладонь и тут же дайте лакомство.

Когда вы щелкнете и дадите лакомство, собака, скорее всего, сразу вскочит. Это ХОРОШО! В противоположность традиционной дрессировке, мы не обращаем внимание на то, что делает собака, когда получает лакомство: нам важно, что она делала в момент щелчка. Ваш щелчок "отмечает" то действие, которое вам нужно. Собака запомнит, что она делала в момент щелчка, без помощи с вашей стороны.

Кстати, если собака не сядет с самого начала, будьте терпеливы. Уберите руку, а затем снова попытайтесь "заманить" голову собаки назад. Не толкайте собаку. Не говорите ей, что нужно делать. ("Не говорить ей, что нужно делать?! А откуда она узнает, что ей нужно делать?!") Не волнуйтесь. В кликер-тренинге, мы не начинаем с команд. Сначала мы вырабатываем навык. Позже мы даем ему имя.

Что делать, если собака скачет вокруг вас? Игнорируйте это поведение. Подождите, пока оно угаснет. Когда собака снова поставит передние лапы на землю, возобновите движение руки.

Шаг второй
Теперь мы собираемся увеличить выдержку в положении сидеть. Вновь поднимите лакомство над головой собаки, так чтобы она села. Щелкните. Дайте лакомство. Повторите упражнение несколько раз. В следующий раз, когда собака сядет, не щелкайте сразу. Уберите руку с лакомством. Собака все еще сидит? Щелкните. Дайте лакомство.

Немного отсрочив щелчок, вы учите собаку сидеть до тех пор, пока она не услышит его. Вам не нужно продолжать щелкать, чтобы подбодрить собаку: на этот момент щелчок означает окончание действия. Отсрочив щелчок, вы можете увеличить продолжительность действия. Не говорите с собакой; не кудахчите над ней; такое поведение не даст собаке информации и только смутит ее. Ведите себя тихо.

Шаг третий: постепенный отказ от приманки
Теперь мы должны постепенно убрать движение руки. Усадите собаку с помощью лакомства. Теперь тихонько верните руку с лакомством на колено или за спину. Собака еще сидит? Хорошо. Щелкните! Повторите упражнение.

На каком-то этапе - вы должны сами решить, когда можно попробовать - вы можете перестать использовать лакомство, чтобы посадить собаку и ждать, держа руку с лакомством на колене. Что делает собака? Лижет вашу руку, пытаясь языком добраться до лакомства? Игнорируйте это поведение. Вы ждете, чтобы ваша собака, медленно и неуверенно, села самостоятельно. Хорошо! Вознаградите ее щелчком!

Примечание по методике дрессировки: окончание занятия
Исследования показали, что много коротких занятий значительно более эффективны, чем несколько длинных. Первые занятия, возможно, будут продолжаться не более четырех-пяти минут. Останавливайтесь, пока и вам, и собаке еще весело. Возможно, на первом занятии, или даже на первых двух-трех занятиях вы не продвинетесь дальше Шага Первого или Шага Второго. Это хорошо. С другой стороны, вы можете обнаружить, что у вас не собака, а ураган, и она готова играть в эту новую игру полчаса, а то и больше, и дойдете до Шага Шестого уже на первом занятии. Это тоже хорошо. Некоторые собаки самостоятельно доходят до Шага Третьего или Четвертого раньше, чем вы отработаете Шаг Второй. И это хорошо; продолжайте с того места, до которого вы добрались, и вернитесь к пропущенным шагам позже. (Если вы получили желаемое действие за два щелчка, это хорошо! Считается каждый щелчок.) Самое важное - продвигаться, хотя бы медленно.

Если собака уходит от вас (а такое может случиться, так как она только учится этой игре) или ВЫ запутались и чувствуете, что выходите из терпения и начинаете злиться, остановитесь немедленно и возобновите занятия позже. Вы обнаружите, что собака многому учится между занятиями, особенно если они достаточно короткие. Вы также можете обнаружить, что проблема, которую не удается решить сегодня, на следующий день улаживается самостоятельно.

Шаг четвертый
Независимо от того, начнет ли собака садиться сама, как только она сможет оставаться в положении "сидеть" несколько минут без помощи вашей руки, вы можете использовать руку для того, чтобы заставить собаку лечь. Сначала поднесите руку с зажатым в ней лакомством к носу сидящей собаки . Потом медленно двигайте руку вниз, очень близко к собаке, между ее передними лапами. Нос собаки будет следовать за вашей рукой, и вполне вероятно, собака наклонится вперед и начнет ложиться. При первой попытке щелкните, когда собака начнет сгибать передние ноги. Дайте лакомство. При второй попытке заставьте собаку нагнуться немного больше. Для этого, после того как ваша рука коснется пола, осторожно двигайте ее от собаки. Собака легла? Хорошо. Щелкните. Собака сразу вскочила? Ничего. Это не важно. Дайте лакомство, пока она стоит. Затем снова уложите ее.

Шаг пятый
На каком-то этапе - когда вы сочтете возможным - делайте движение руки вниз все менее и менее выраженным. Пусть собака знает, что у вас в руке лакомство, но не ведите ее. Ждите. Вам нужно, чтобы собака попыталась лечь САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Вы не должны дожидаться, пока укладка будет выполнена полностью. Щелкните, как только собака начнет выдвигать вперед лапы, или сгибать локти; или даже если собака начнет наклонять голову. Ваш щелчок (и следующее за ним лакомство) сообщает собаке, что она мыслит в верном направлении: в направлении пола. Снова ждите; дайте собаке время. На этот раз пусть собака продвинется несколько дальше. Может быть, до полной укладки.

Повторите упражнение. Следите за собакой. Вы на самом деле можете увидеть по выражению ее "лица" когда произойдет озарение: тот момент, когда она поймет, что как только она ляжет, вы щелкнете! Даже маленькие, шести-восьми недельные щенки в состоянии это понять. Именно с этого момента ваш щенок начнет ложиться нарочно. Собака может даже начать плюхаться на пол со всего размаха. Если такое произойдет, вы можете показать, как вы довольны, не многократными щелчками - щелчок всегда должен быть только один - а дав собаке целую пригоршню лакомства. Мы называем такой яркий запоминающийся результат джекпотом.

Примечание по методике дрессировки: начинайте новое занятие с повторения пройденного
Всегда полезно начинать каждое занятие с возвращения на шаг назад: если вы добрались до Шага Пятого, и собака уже научилась ложиться самостоятельно, начните новое занятие с быстрого повторения Шага Четвертого, уложив собаку с помощью лакомства, затем подождав и поощрив ее щелчком за частичную укладку, а затем за полную самостоятельную укладку. Два-три щелчка "на повторение" обычно активизируют собаку (выводят ее на обычную скорость), и вы можете продолжать занятие.

Дальнейшие шаги для каждого действия, и для укладки в том числе - увеличить длительность действия, добавить отвлекающие моменты, а также установить команду: жест, словесную команду или и то, и другое.

Как говорит дрессировщик Лана Митчелл, для вас это "игра в дрессировку", а для собаки это игра на развитие мышления. Когда собака осознает, что выполнив укладку с выдержкой она заставит вас щелкнуть - когда собака осознает, что она может ЗАРАБОТАТЬ свое лакомство - она узнает нечто великолепное, и мы сможем найти массу способов использования этого знания. Это очень важный первый урок; и очень увлекательный для собаки. 

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ>>>

 

 

STEPAN_SOLNIK@LIST.RU

РОДОСЛОВНАЯ Яндекс.Метрика